Элеваторы ковшовые (Нории зерновые)

Элеваторы ковшовые, а так же нории зерновые  являются подъемниками вертикального действия и служат для вертикального и крутонаклонного (под углом 60–82º) перемещения насыпных и штучных грузов без промежуточной загрузки и разгрузки. Применение элеваторов в качестве междуэтажного транспортного средства даёт возможность иметь компактные транспортные схемы, занимающие малые площади.
В качестве тягового элемента элеваторов используются резинотканевые или резинотросовые конвейерные ленты и цепи пластинчатые, втулочные, роликовые и катковые с шагом 100–630 мм или сварные круглозвенные с термообработкой звеньев.
По типу грузонесущего элемента элеваторы классифицируют на ковшовые (для перемещения сыпучих грузов), полочные и люлечные (для перемещения штучных грузов). Ковшовые элеваторы служат для подъема насыпных грузов (пыле­видных, зернистых, кусковых). Люлечные и полочные – для штучных (мешки, ящики, отдельные детали и т. д.).
По виду тягового органа различают элеваторы: ленточные; цепные (одно- и двухцепные); канатные.
Элеватор состоит из укрепленных на металлоконструкции верхнего и нижнего барабанов (звездочек, блоков), один из которых (чаще верх­ний) является приводным, и огибающего их гибкого тягового органа (лен­та, цепь, канат) с укрепленными на нем грузонесущими элементами (ковши, полки и т. д.).
Ходовая часть элеватора приводится в движение от привода, кото­рый большей частью крепится непосредственно на металлоконструкции элеватора. Привод состоит из редуктора, электродвигателя и тормозного устройства (останова). Некоторые схемы приводов включают в себя открытые зубчатые или клиноременные передачи.
В нижней части элеватора располагается натяжное устройство (гру­зовое, винтовое, рычажное). Известны конструкции элеваторов, в кото­рых натяжное устройство располагается в верхней части.
Загрузка ковшей или подача единичных грузов на полки, люльки производится в нижней части элеватора, куда транспортируемый мате­риал подается через загрузочную воронку питающим устройством или по направляющим. Сыпучие материалы при этом попадают или непосред­ственно в ковши, или на дно нижней части, откуда он зачерпывается ков­шами. При огибании верхнего барабана (звездочек, блоков) ковшами материал из них высыпается и отводится разгрузочным патрубком. Еди­ничные грузы также снимаются в верхней части элеватора. На рис. 2 приведена схема ковшового элеватора, принципиальный состав этой схемы в целом характерен для всех видов элеваторов.

Винтовой конвейер в трубе

Общие сведения, классификация и области применения ковшовых элеваторов

Ковшовые элеваторы применяются на предприятиях химической, металлургической, машиностроительной промышленности, в производстве строительных материалов, на углеобогатительных фабриках, на пищевых комбинатах, в зернохранилищах. Специальные ковшовые элеваторы для вертикального транспорти­рования зерна и муки на мукомольных и комбикормовых предприятиях получили название нории. 

В зависимости от конструкции ковшей различают следующие типы элеваторов:
– ленточный быстроходный элеватор с расставленными глубокими ковшами типа «ЛГ»;
– ленточный быстроходный элеватор с расставленными мелкими ковшами типа «ЛМ»;
– ленточный тихоходный элеватор с сомкнутыми остроугольными ковшами типа «ЛО»;
– цепной быстроходный элеватор с расставленными глубокими ковшами типа «ЦГ»;
– цепной быстроходный элеватор с расставленными мелкими ковшами типа «ЦМ»;
– цепной тихоходный элеватор с сомкнутыми остроугольными ковшами типа «ЦО»;
– цепной тихоходный элеватор с сомкнутыми скругленными ковшами типа «ЦС».

– сохранность транспортируемого груза;
– простота конструкции;
– надежность при эксплуатации;
– возможность создания герметич­ного и звукоизолирующего кожуха;
– малые габаритные размеры в поперечном направлении, что дает воз­можность иметь компактные транспортные схемы, позволяющие эко­номно использовать производственные площади; 
– большая высота подачи груза (60–75 м);
– большой диапазон производительности (5–500 м3/час);
– широкий ассортимент транспортируемых грузов.

– возможны отрывы ковшей при перегрузках;
– необходимо обеспечивать равно­мерную подачу груза при загрузке.

– высота подъема груза H может достигать 60…90 м;
– производительность весовая Q до 1000 т/ч или объемная V до 500 м3/ч.

Основные параметры ковшовых элеваторов общего назначения установлены государственными стандартами.
Основными параметрами ковшовых элеваторов являются: производительность Q от 1,6 до 320 м3/ч; ширина ковша 100–1000 мм; шаг ковшей 160–800 мм; скорость 0,4–2,5 м/с; высота подъема; мощность приводного двигателя Р (кВт).

Способы наполнения и загрузки ковшей элеваторов

Ковшовые элеваторы классифицируют по способу наполнения и разгрузки ковшей, типу ковшей и их расположению на тяговом элементе. От особенностей процессов наполнения ковшей зависят их форма, расположение на тяговом органе и скорость движения.
Загрузка ковшей элеватора может производиться двумя способами:
а) зачерпыванием из нижней части кожуха;
б) засыпанием в ковш.

Способы разгрузки ковшей элеваторов

Разгрузка ковшей бывает:
а) центробежная;
б) самотечная направленная;
в) самотечная свободная при дополнительном отклонении тягового органа;
г) центральная разгрузка.

Скорость движения ковшей 1...4 м/с. Шаг ковшей такой, что выброшенные из ковша частицы не попадают на впереди идущий ковш.
Самотечная разгрузка отличается от центробежной тем, что разгрузка производится преимущественно под действием сил тяжести и проходит при меньшей скорости.
Самотечная направленная разгрузка характерна для ленточных и цепных элеваторов с сомкнутыми ковшами. При огибании верхнего барабана или звездочки груз высыпается из ковша под действием силы тяжести на заднюю стенку предыдущего ковша и далее между боковыми бортами ковша в разгрузочный патрубок. Этот способ применяется в тихоходных элеваторах при скорости 0,4...0,8 м/с для кусковых, тяжелых и абразивных грузов (гравий, руда, шлак, кусковой уголь и т. д.).
Самотечная свободная разгрузка происходит при дополнительном отклонении тягового органа с ковшами, когда появляется свободное высыпание груза под действием силы тяжести. Этот вид разгрузки применяют для плохосыпучих, влажных и мокрых грузов. Отклонение обеспечивается дополнительными направляющими звездочками или шинами. Разгрузка происходит при пониженной скорости до 0,6 м/с.